Сокращение веса

Технологичность конструкции машины в значительной мере зависит от выбора кинематической схемы. Рациональная схема должна иметь минимальное количество звеньев в кинематической цепи.

Короткая кинематическая цепь позволяет иметь в машине меньшее количество деталей, уменьшить габариты корпусных деталей, снизить вес машины и трудоемкость ее изготовления.

В качестве примера упрощения конструкции машин за счет применения лучшей кинематической схемы можно привести сравнение трехрядных кукурузоуборочных комбайнов КУЗ и ККЗ. За счет упрощения кинематической схемы в комбайне ККЗ удалось значительно уменьшить количество деталей: вместо двух редукторов применяется один, вместо шести зубчатых колес пять, вместо четырнадцати звездочек — восемь. Это дало возможность уменьшить вес комбайна, сократить расход материала и снизить трудоемкость его изготовления.

Большое влияние на технологичность конструкции оказывает выбор рациональной компоновки машины. В сельскохозяйственных машинах значительное снижение веса достигается за счет передачи части нагрузки от веса машины на колеса трактора или самоходного шасси.

За счет этого представляется возможным уменьшить размеры рамы машины, сократить количество колес и связанных с их креплением узлов.

В целях упрощения конструкции и сокращения веса большинство прицепных машин (сеялки, культиваторы, косилки, силосоуборочные, картофелеуборочные комбайны и др.) проектируют беспередковыми, с опорой на прицепную скобу трактора. Дальнейшее совершенствование компоновки в этом направлении привело к созданию навесных машин, не имеющих ходовой части.

Такие машины по весу в среднем на 35-50% легче прицепных машин одинакового назначения и такой же производительности.