Природа выступов

Например, для тонкоструктурной поверхности дороги, упомянутой выше, получается для шины с протекторным рисунком вполне высокий коэффициент трения (0,6), показывающий, что имел место сухой контакт. С другой стороны, для поверхностей дороги, состоящей из крупного полированного камня, допускается значительный коэффициент трения как для гладкой шины, так и для шины с протекторным рисунком (около 0,35). Действительно, структура дорожного покрытия может быть так же важна, как и рисунок протектора, в достижении высокого трения на мокрых поверхностях.

Третий метод, который вытекает из экспериментов, описанных выше, заключается в том, что высокое трение может быть достигнуто использованием в шине резины с высокими гистерезисными потерями. Если поверхность дороги состоит из дискретных выступов, каждый из которых будет делать дорожку в резине, то эти дорожки, конечно, исчезают в результате упругого восстановления, после того как шина пройдет по ним, но в этом процессе рассеивается упругая энергия в форме гистерезисных потерь.

Очевидно, что чем выше гистерезисные потери, тем больше фрикционные сопротивления.

Рассмотрим дорогу, которая покрыта плотно упакованными сферическими выступами; для маленьких сфер работа, затраченная любым единичным выступом, будет маленькой, но число выступов в пределах контактной области шина-дорога будет большим.

Общая работа, затраченная на упругое деформирование в шине, будет являться результатом этих двух составляющих. Простой расчет показывает, что, оказывается, они не зависят от величины сфер.

Таким образом, что касается гистерезисных потерь, то величина неровностей поверхности дороги не имеет большого значения. Аналогично, если поверхность дороги покрыта тесно упакованными коническими или пирамидальными неровностями с одинаковыми углами при вершине, то величина неровностей также не имеет значения.