Центральное посадочное отверстие

Шлифование зубчатых колес методом обкатки, применяемое для обработки колес с прямыми и косыми зубьями, имеет несколько различных вариантов исполнения, в основе которых лежит принцип имитации зацепления зубчатого колеса-детали с рейкой-инструментом: а) шлифование одним кругом; б) шлифование одновременно двумя кругами; в) шлифование абразивным червяком. Шлифование одним кругом осуществляется по следующей схеме. Круг, заправленный так, что его сечение соответствует профилю зуба зубчатой рейки, получает вращение и возвратно-поступательное движение вдоль шлифуемого зуба.

Обрабатываемому зубчатому колесу сообщается движение качения по воображаемой рейке, одним зубом которой служит шлифовальный круг. Движение качения обрабатываемой детали воспроизводится путем качения по физической рейке эталонного колеса, на период выполнения операции шлифования кинематически жестко связываемого с обрабатываемым.

На станках такого типа (модели 584, 5831) за один двойной ход каретки, несущей обрабатываемое колесо, выполняется шлифование сначала одной стороны впадины, а затем при обратном ходе — другой ее стороны. При выходе зубчатого колеса из зацепления с кругом выполняется деление на один зуб и начинается обработка следующей впадины.

Полная обработка зубьев заканчивается обычно за два прохода — черновой и чистовой, между которыми производится правка профиля круга.