В то же время архитектурный рисунок (эскиз) стал занимать особое место в проектировании, и важность его как средства передачи сообщений значительно возросла. Все изложенное наводит на мысль о том, что понятие свободного плана композиции следует расценивать как поиск специфических систем изобразительного воплощения.
Наличие такого рода систем избавит от необходимости использования разрозненных и исключительных методов и процессов, а также устранит сопряженные с этим негативные последствия.
Именно в плане свободной композиции соединяются замыслы и средства изобразительного воплощения.
Вводя понятие свободной композиции в архитектурный справочник, мы тем самым даем ему новое определение. В связи с этим нельзя упускать из виду наличия двух аспектов — синтаксического и семантического, которые позволяют рассматривать изображение с точки зрения графики и с точки зрения значения знаков.
В общем указанная двойственность свидетельствует о том, что рисунок (эскиз) архитектора играет посредническую роль медиатора, или роль языкового средства, для которого характерно наличие формы и содержания. Представим себе два варианта изображения.
Первый является свободным планом и поэтому воспринимается как геометрический объект и как общая графическая основа.
Второй вариант связан с архитектурной композицией.
Указанное подразделение на графическую основу и основу для композиции способствует более глубокому пониманию свободного плана, Различение графики и композиции обнаруживается также на уровне решеток, которые одновременно рассматриваются и как изобразительное воплощение, или как код, и как принцип композиции, или как архитектурное произведение.
В качестве морфологического объекта свободный план выполняет совершенно различные роли в зависимости от того, рассматривается ли он применительно к архитектуре или вне ее. Если свободный план рассматривать вне архитектуры, то с морфологической точки зрения к нему можно подходить формально, и, следовательно, он может служить объектом для составления синтаксических моделей.
Что же касается архитектонического аспекта, т. е. при условии рассмотрения в рамках архитектуры, то здесь свободный план воспринимается как представление, т. е. соотносится с возможным или конкретным объектом через систему соответствующих обозначений.