Противопоставление определений

Противопоставление определенийПротивопоставление определений «свободный» и «жесткий» позволяет проводить различие между графикой плана, с одной стороны, и графикой отображения значения знака и архитектурного представления — с другой. План свободной композиции, в дальнейшем именуемый просто свободным планом, недопустимо путать с конкретным архитектурным сооружением, которое он представляет. Свободный план составляет основу для графического отображения значения знака, на которую распространяются системы графических, топологических и знаковых ограничений.

Но противопоставление определений «свободный — жесткий», которое формулируется на основании понятий изобразительного воплощения и контекста, не позволяет четко уяснить роль свободного плана в процессе проектирования. Предлагая изучить согласование систем проектирования и представления объекта, мы несколько искусственно противопоставляем понятия системы и представления.

В результате появляется возможность оценить разницу между процессом проектирования, осуществляемым на основании использования свободного плана, и полученным в ходе выполнения этого процесса изображением конечного объекта, даже если это изображение имеет предварительный характер.

Применительно к архитектурному синтезу план в процессе разработки объекта может выполнять роль посредника.

И одновременно он может рассматриваться как результат архитектурной композиции, т. е. как окончательный продукт процесса синтеза.

В ходе дальнейшего обсуждения предполагается использование двух логических схем: логики представления, а следовательно, логики архитектуры рисунка, и логики способа композиции, а следовательно, логики процесса композиции.

В любом случае свободный план играет ту же роль, что и изобразительное воплощение в соответствующем контексте, и мы не должны упускать из виду эту двойственную структуру, двойственность архитектурной композиции.

Плану свободной композиции свойственна некоторая изменчивость, которая, по сути, соответствует определенной пластичности любого из компонентов рассматриваемых логических схем.

Если план композиции рассматривается как исходная структура процесса проектирования (диаграмма или схема) или как результат архитектурной деятельности, ограниченной рамками проекта (проекция, эскиз, деталь), то такая изменчивость будет обнаруживаться уже на графическом уровне.