Понятие топологической «гибкости»

Понятие топологической "гибкости"Поскольку трансформация указанных выше понятий не распространяется на физическое представление архитектурного объекта, нужно выбирать составляющие его элементы на таком уровне формализации, который бы обеспечил согласованность различных технических и функциональных средств проектирования. Такая формализация свойственна именно топологии. Решетки, сетки, разбиение на конечные участки и обучение.

Как известно, плоские решетки были созданы в целях наглядного обучения искусству модульной композиции.

Эта практика претерпевала разнообразные изменения. Мы же хотим обратить внимание читателя на дидактическую роль процессов мысленной формализации и манипулирования такими объектами, как решетки, сетки точек и регулярные структуры вообще.

С одной стороны, при накоплении опыта формализации развиваются способности человека к оперированию такими понятиями, как расстояние, гибкость, масштаб, приближение и т. д. С другой стороны, требуются правила практической профессиональной работы над проектами, что еще не достигается стимулирующими воздействиями на студентов и архитекторов, созданием средств изобразительного воплощения и разработкой формализации и систематизации. Вместе с тем топологические структуры обладают тем достоинством, что позволяют не смешивать результат проектирования с разработкой структуры проекта, а пространство объекта — с его операционным представлением.

Иначе говоря, в практике обучения появляется некий посредник, совершенно отличный и от окончательного результата проекта, и от его описания на естественном языке. Это позволяет правильно поставить многие проблемы обучения и организации процессов проектирования.

Означает ли это, что все архитектурное производство рассматривается с точки зрения только пространственных регулярностей? Конечно, нет. Нельзя ограничиваться только этим, одновременно практическим и аналитическим подходом.

И все же имеющийся у нас опыт преподавания с использованием методов решеток, сеток, разбиения на конечные участки подтверждает, что речь идет здесь о весьма продуктивной созидающей системе обучения архитекторов, заслуживающей распространения как в теоретическом, так и в практическом планах.

Наконец, рассмотрим несколько примеров исследований промежуточных топологических объектов, проводимых в последние годы.