От системы проектирования к представлению архитектурного объекта

От системы проектирования к представлению архитектурного объектаВычерчивание, локализация, развертка и значение знака — вот основные рабочие категории, благодаря которым первоначально свободный план преобразуется в некое детерминированное образование, которое составляет основу для проектирования, т. е. является активным пространством представления. Для каждой из перечисленных систем характерны определенные ограничения или правила, которые диктуются культурой и, в частности, архитектурной практикой и которые должны быть четко сформулированы в целях облегчения их повседневного использования. Но нельзя упускать из виду и тех ограничений, которые появляются в результате взаимодействия перечисленных выше систем.

Например, не всегда очень сложная топологическая или функциональная система может быть исчерпывающе представлена на графическом уровне. Приходится прибегать к упрощениям и, следовательно, к поиску компромисса между намерениями и воплощением замысла.

Кроме того, нельзя предполагать, что все типы визуального восприятия графических объектов или архитектурных эскизов будут обязательно подчинены рассмотренной выше схеме: изображение, топология, знак.

Все это свидетельствует о том, что ограничение степеней свободы графики заложено в самом плане и имманентно присуще ему еще до осуществления архитектурной деятельности.

Понятие ограничения, вводимое параллельно с главной темой нашего рассмотрения (решетками), играет двоякую роль в архитектурной графике: во-первых, ограничения накладываются на возможности представления и отображения значения знака на плане, который выступает как геометрический и топологический субстрат объекта, и, во-вторых, ограничения связаны с определенными стереотипами поведения и со знаковыми системами, являющимися представителями культуры в архитектурной деятельности.

Такое системное представление, где двойное ограничение одновременно обеспечивает возможность взаимодействия между двумя системами, определяющими структуру плана свободной композиции, имеет для нас большое практическое значение.