Минимальная опора

Минимальная опораНо в пределах данного вариационного класса представлений допуски на изменения форм и знаков не нарушаются. Таким образом, речь всегда идет только о данном, рассматриваемом фасаде, который воспроизводится на одном и том же уровне детальности, характерном для выбранного масштаба.

Соответственно между двумя различными вариационными классами существует разрыв, в результате чего, глядя на два рисунка, взятые из разных классов, проектировщик может представить себе совершенно разные объекты.

Две формы, два изображения, взятые из одного класса, всегда несколько отличаются друг от друга, и представлениям этих форм свойственна некоторая расплывчатость.

Но именно в этом конкретно проявляется свойство дискретности плана в восприятии архитектора, и именно эта дискретность служит основой для обоснования всей процедуры структуризации плана композиции.

Расплывчатость, которая обеспечивает возможность выбора одного из равнозначных вариантов объекта, наводит на мысль о существовании некоторого произвола, некоторой свободы в творчестве архитектора. Указанная произвольность определяется, с одной стороны, минимальным абсолютным размером, который получает название наименьшего существенного размера, а с другой — относительной вариабельностью знака, значение которого соотнесено с определенным архитектурным объектом.

Так мы снова возвращаемся к проблеме выбора параметров решетки или регулирующей линии и, в частности, к проблеме их морфологической определенности.

Речь идет о том, чтобы с помощью свободы, свойственной архитектурной деятельности, хотя бы на первых порах увеличить свободу графического представления объекта. При этом свобода графического представления может быть истолкована как размерная устойчивость воспроизводимого изображения, а свобода архитектурного творчества — как непрерывность и пластичность представления, имеющего отношение к одному и тому же объекту или к одному и тому же контексту проектирования.

Это означает, что как с точки зрения графики, так и с точки зрения значения знака на плане представляется такой уровень выбора, такой уровень решения, который не охватывает полностью всех игр воображения архитектора, а лишь отображает общую систему его культурных ценностей.