Таким образом, синтаксический аспект имеет смысл только тогда, когда речь идет о получении или распространении существенной информации. Взаимосвязь этих двух аспектов аналогична взаимосвязи, которая существует между замыслом и его изобразительным воплощением на уровне проектирования.
В то же время на уровне практического использования пространства готового сооружения или на уровне восприятия сооружений аспекты, связанные с предварительными намерениями автора проекта, уже не имеют особого значения и не принимаются во внимание. В связи с планом свободной композиции необходимо ввести понятие свободы перемещения по плану представления или, в более широком смысле слова, по плану сообщения.
Но можно ли деятельность человека в пространстве представить в виде плоского изображения? Разумеется, это возможно, и, более того, с помощью плоских изображений свободного плана в архитектурном проектировании можно создавать композиции, на которые не будут распространяться никакие ограничения.
Эта мысль ни в коей мере не будет восприниматься как утопичная, напротив, она будет представляться вполне реальной, если обратиться к определенным процессам уникального или художественного творчества.
Но совместимо ли все культурное наследие, которое мы осваиваем и систематизируем, которое мы преобразуем и развиваем, со свободой выражения, не подчиняющейся правилам изобразительного воплощения, графики и символического представления знаков вообще? Невозможно рассматривать огромное многообразие возникающих здесь проблем, не принимая во внимание исключительного характера процесса архитектурного проектирования, архитектурного творчества.
При создании и использовании архитектурного плана нельзя упускать из виду необходимости соблюдения правил изобразительного воплощения и представления.
Достаточно заметить, что ограничений, от которых зависит степень нашей свободы применительно к плану, так много, что их трудно даже перечислить. И, естественно, что еще большие сложности возникают при устранении указанных ограничений.
Рассмотрение плана композиции представляет собой слишком универсальную задачу, поэтому мы обратимся непосредственно к предмету нашего исследования, к плану свободной композиции.